Грязелечебница - Ессентукская Бальнеогрязелечебница
loader

Грязелечебница

single

Ессентукская грязелечебница

Ессентукская грязелечебница считается одним из красивейших зданий. Оно занимает половину квартала в центре г. Ессентуки и поражает своей строгой красотой и необычностью. На фоне парковой зелени прекрасно смотрятся рустованные грубо обработанным кисловодским доломитом стены, стройный портик с двумя рядами ионических колонн, охраняемые львами подъездные пандусы.

В 1911 году на проект Ессентукской грязелечебницы Санкт-Петербургским обществом архитекторов был объявлен конкурс, по результатам, которого автор удостаивался премии и получал право авторского надзора. Первое место занял проект академика архитектуры Евгения Федоровича Шреттера. Он создал поистине архитектурный образец, выбрав для Грязелечебницы формы античной классики. Разрабатывая проект, зодчий использовал новейшие для того времени требования техники, бальнеологии и гигиены.

Летом 1913 года, согласно его проекту, в Ессентуках приступили к строительству здания Грязелечебницы. Строительные работы осуществляла Петербургская строительная контора «Вирш и Герцберг». Скульптурное оформление выполнялось лучшими скульпторами Санкт-Петербурга Л.А. Дитрихом, Л.К. Л.К. Шодким и В.Б. Козловым, при участии инженеров-стороителей Т.А. Свирчевского, И.Г. Шамврицкого, И.И. Володкевича. Строительством руководил Шамврицкий И.Г.

С 1915 года Грязелечебница начала функционировать, как лечебное учреждение. Первоначально она была названа в честь цесаревича Алексея – Алексеевской. Здание Грязелечебницы построено из естественного камня доломитовых пород по типу древнеримских «терм» каракалы, сочетавшие в себе функции, как банных заведений, так и общественно значимых. Главным достоинством Шреттера Е.Ф. было то, что он с художественным мастерством создал архитектурный образ различных стилей. Подъезд оформлен полуциркулярным закругленным двориком с фонтаном и мощными скульптурами львов. Здание построено из местных камней, архитектурные элементы выполнены из кисловодского доломита. Скульптуры и барельефы выполнены под цвет доломита. Черепичная кровля на центральной части здания римского образца.

Центральный вход оформлен мощным классическим порталом с восьмью колоннами и капителями ионического ордера и древнегреческими скульптурами древнегреческих богов — бога врачевания Асклепия (Эскулапа) и его дочери богини чистоты и здоровья Гигеи. Декоративные барельефные скульптуры, которыми оснащены фасады здания отражают тематичность лечебного процесса. К наиболее интересной декоративно-барельефной скульптуре можно отнести произведение, вкомпанованное на стене при входе в Грязелечебницу. Сюжет этого изображения представляется таким: в центре барельефа возлежит Посейдон, у его головы изображено в ритме движение ряд лошадиных голов, у ног его в лежачем положении находится сосуд, из которого истекает вода, с правой и левой стороны размещена группа лиц старого и молодого возраста, устремленные в центральном направлении к фигуре старца.

Помещение вестибюля прямоугольной формы, перекрыто в виде бочарного свода, в междуоконных простенках этого помещения размещены низкорослые фигуры в виде атлантов, несущих тяжесть перекрытия, по боковым стенам во всю их длину вкомпанован орнамент из завитков листьев аканта со вставкой в них композиционного рисунка животных фигурок.

Самый главный зал – зал ожидания. Он называется «Атриум» и является важнейшим атрибутом древнеримских бань, он украшен плафоном верхнего света, отделаным античным барельефом, скульптурами, которые придают помещению нарядный вид. Композиционный прием архитектурной обработкой поперечных стен зала оформлен по принципу «Паладиевской» системы. По обе стороны зала расположены копии скульптур: справа — Венеры Капитолийской (280-320г.г. до н.э.), Дафны морской Нимфы(автор немецкий скульптор Эмиль Вольф (1802 -1879 г.г.)); слева — Аполлона – бога искусства, света и Гермеса – бога почтовых служащих, торговли и плутов.

В залах грязелечения в основании арочных перекрытий установлены фигуры с одутловатыми лицами и выпуклыми глазами, в напряженном состоянии, как несущие громадные тяжести, вместо ног имеют рыбообразные хвосты. В древнегреческой мифологии морской бог Тритон изображался как получеловек-полурыба.

Залы отдыха с округленными стенами и большими окнами из зеркального стекла. Он наполнен теплом и светом. За время своего существования Грязелечебница не раз подвергалась некоторым разрушениям, а затем восстановительным работам. В Гражданскую войну (1919-1920 г.г.) во время хозяйствования белогвардейцев здание Грязелечебницы сильно пострадало и было выведено из строя на три года. В 1923 году под руководством наркома здравоохранения Н.А. Семашко Грязелечебница была вновь восстановлена и в последствии названа его именем.

Неоценимую услугу сыграла Грязелечебница Ессентукского курорта в период Великой Отечественной Войны (1941-1945 г.г.). Здесь был организован санитарный пропускник для всех поступающих раненых. В Грязелечебнице проводилось лечение травм грязью в комплексе с механотерапией. В период оккупации Грязелечебница использовалась как баня первого класса. Когда фашисты готовились к уничтожению многих зданий в Ессентуках, разрушению должна была подвергнуться и Грязелечебница, но стремительное наступление советских войск сорвало эти варварские планы. Вскоре после окончания Великой Отечественной Войны Грязелечебница вновь начала функционировать как лечебное учреждение.

Несмотря на давность постройки, Грязелечебница сохранила в полном объеме все свои функциональные возможности и оснащена современным оборудованием. В настоящее время Грязелечебница – это лечебный комплекс с отлаженной работой сложного инженерно-технического оборудования, инфраструктуры, передаточных устройств и сооружений, вспомогательных подразделений, предназначенных для обеспечения технологического процесса по отпуску бальнеогрязевых процедур. Двухэтажное здание Грязелечебницы с техническим подвалом состоит из 4-х корпусов. Общее количество процедурных мест – 220, общее количество кабин — 62. Проектная мощность – 2500 процедур в день.

Назад

в начало

Закрыть

Заказать обратный звонок

Введите защитный код: captcha

Задать вопрос

Введите защитный код: captcha

Видеопрезентация